Все о запчастях

Тест драйв автомобиля: что именно смотреть

Тест драйв автомобиля: что именно смотреть

 

Тест драйв – «примерка на себя» автомобиля. Проводя его осмысленно, можно получить массу практически значимой информации. Это касается как новых машин из салона официального дилера, так и экземпляров с пробегом на вторичном рынке.

 

Первое, что стоит понять и помнить всегда: цели покупателя и продавца различны. Цель первого - выбрать машину, которая больше всего подходит именно ему, а цель второго, как правило - продать автомобиль кому бы то ни было, пусть даже особенности автомобиля не вполне соответствуют реальным потребностям покупателя. Настоящие цели блогеров, снимающих видео тест драйв, так же весьма далеки от целей людей, подбирающих машину для себя. Даже обзор тест драйва от реального покупателя стоит оценивать вдумчиво - ведь его условиях эксплуатации и приоритеты могут существенно отличаться.

Второе из того, что действительно важно понять: не стоит стремиться сразу сесть за руль и поехать. Перед тестовой поездкой надо еще раз обдумать условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль, вывести исходя из этого его необходимые качества и желаемые особенности.  

Цель тест драйва: проверить, насколько автомобиль подходит для предстоящего использования именно в индивидуальных условиях и не имеет ли он особенностей, осложняющих это. Исходя из этого необходимо поставить задачи на тест драйв, составить оптимальный маршрут поездки.

Что же именно стоит смотреть, проходя тест драйв в качестве потенциального покупателя?

           

Базовые задачи тест драйва

           

Обзорность с места водителя. Видимость окружающей обстановки в реальных условиях важно проверить несколько раз:

  • в движении в условиях города в плотном транспортном потоке - на предмет способности контролировать маневры «соседей»;
  • на городских перекрестках - на предмет видимости светофоров и знаков (особенно размещенных близко сбоку и близко на высоте), других участников дорожного движения (с прилегающих к перекрестку улиц и проулков слева и справа);
  • на загородной трассе – на предмет видимости обстановки в условиях скоростного движения (особенно транспортных средств, обгоняющих и приближающихся сзади);
  • при парковочных маневрах, особенно с движением назад - на предмет способности видеть окружающие помехи и чувствовать габариты машины в стесненных условиях.
Маневренность. Проверка актуальна для тех водителей, которые регулярно пользуются автомобилями в стесненных местах - подземных паркингах, въездах в гараж с узкой дороги и др. Основные маневры для проверки:
  • разворот на площадке или поворот на 90 градусов на перекрестке узких дорог;
  • парковка (прежде всего - боком к бордюру в ограниченное по длине пространство).
Разгонная динамика. Способность быстро завершить обгон, если после его начала встречный автомобиль вдруг оказывается неожиданно близко, острый вопрос безопасности. Стоит имитировать ситуацию и проверить реакцию автомобиля при резком нажатии педали газа в двух диапазонах ускорения:
  • с 50 до 80 км/ч;
  • с 80 до 110 км/ч.
Необходимо уточнить, что далеко не всем нужны мощные автомобили. Но потенциал машины должен осознаваться водителем таким, какой он есть на самом деле, ведь водителю в будущем нужно будет в мгновение принять правильное решение об ускорении и завершении маневра или о торможении с возвратом на прежнюю позицию за транспортным средством, которое планировалось обогнать. Имитация ситуации на тест драйве поможет еще до покупки в общем прояснить возможности автомобиля в этом деле.

Еще один нюанс в этой части состоит в том, что перед тестовой поездкой стоит лично проверить, какая из настроек динамики выставлена соответствующим регулятором, если он есть. Продавцы могут сознательно для показа машины потенциальному покупателю по умолчанию выставить спорт-режим или любой другой выше среднего, особенно если в нормальных настройках динамика может разочаровывать. Но это ведет к повышенному расходу топлива. А может быть и наоборот – продавец заранее выставил настройку на самый мягкий режим, например, из-за недостатков с точки зрения комфорта. Разумеется, приоритеты в этой дилемме расставит сам потенциальный покупатель. А в ходе тест драйва точно имеет смысл проверить динамичность и комфортность на всех режимах, чтобы прочувствовать разницу.

Жесткость хода. Проезд ям, стыков слоев дорожного покрытия и других подобных дефектов дорожного покрытия с относительно острым краем может отличаться степенью испытываемого водителем и пассажирами при этом дискомфорта. Например, автомобили с жесткими подвесками на дисках большого диаметра с низкопрофильной резиной воспеваются автомобильными журналистами и блогерами в видео тест драйвах за острое и точное управление на первоклассном спортивном треке или извилистых дорогах самых красочных мест мира. А вот в условиях ежедневного неспешного использования по разбитым дорогам они не раз заставят владельца сомневаться в правильности выбора автомобиля. Заверения продавца о том, что при низкопрофильной резине у этой модели машины на самом деле мягкий ход из-за особенных свойств подвески, можно проверить только при тест драйве на подходящем для этого участке дороги с дефектами. В противоположной ситуации, если покупатель водит достаточно агрессивно и передвигается в подавляющем большинстве по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием, ему разумно проверить поведение автомобиля именно в этих условиях в режиме динамичного вождения, быстрых перестроений и поворотов. Его, при этом, может разочаровать поведение автомобиля, не настроенного конструктивно на требуемую именно ему спортивность. Только в динамичном режиме тест драйва могут проявиться невнятное рулевое управление без четкой обратной связи, нерафинированная работа простой по конструкции подвески, валкость при резких маневрах из-за шин с мягкой боковиной даже при среднем профиле, недостаточная жесткость боковой поддержки тела у кресла под возросшими боковыми нагрузками, неприятно длинная пауза в переключении коробки - “автомата” или “робота” при резком нажатии педали газа и другие особенности авто, которые были бы приемлемы для автомобиля повседневного использования в не самых хороших дорожных условиях.

Строгость рулевого управления. Быстрые точные реакции автомобиля на малейшие движения руля хороши для поклонников скоростного перемещения в коротких поездках по ровным как стекло дорогам. В дальних же поездках по не идеальным дорогам будет очень утомлять необходимость постоянного подруливания, а при малейшей потере концентрации внимания водителя автомобиль будет стремиться то на встречную полосу, то на обочину.  

Шумность. Здесь тоже важна “примерка” под свои условия и личное восприятие. Например, при коротких поездках в спортивном стиле ценится “сочное” акустическое сопровождение от силового агрегата, точно передающее режимы его работы. Продавец наверняка подаст это как достоинство, ведь над этими настройками серьезно потрудился автопроизводитель и включил это как преимущество в свои рекламные материалы. Но в частых дальних поездках это станет чувствительным фактором дополнительного утомления водителя. Стоит так же знать, что у некоторых машин ощущения шумности в салоне на переднем ряду сидений и на втором существенно различаются, поэтому лучше на зад на время поездки посадить своего знакомого или родственника, дав соответствующее задание и попросив потом «отчитаться» по ощущениям комфорта. Итак, на что именно стоит обратить внимание в ходе тест драйва с точки зрения оценки шумов:

  • работа двигателя на холостом ходу, в неспешном режиме движения и на высоких скоростях, при резком старте с места, при резких ускорениях на ходу, при перемене передач в КПП;
  • ветер при движении на высоких скоростях - с полностью поднятым и с приоткрытым стеклом водительской двери;
  • работа климатической системы при разной мощности;
  • удары камешков от колес по нишам колесных арок;
  • другие шумы, слышимые водителем;
  • уровень шумности на втором ряду для пассажиров.
Дизель на холостом ходу в основном работает жестче, чем бензин, но это не говорит о его неисправности - такова конструктивная особенность. Важно на это не списать опрометчиво какую-либо неисправность дизеля в машине с пробегом.
           
Не стоит игнорировать выявление указанных выше базовых моментов при проведении любого тест драйва.

       

Тест драйв нового автомобиля

         

Тест драйв нового автомобиля чаще всего по своей сути предназначен для ознакомления у дилера с моделью, ранее не известной потенциальному покупателю. Нет необходимости тратить время и внимание на поиск неисправностей, что было бы очень важно для автомобиля с пробегом. А значит, в случае с новым авто, все внимание необходимо сосредоточить на «примерке» потенциальной покупки под себя и свои условия эксплуатации.

Длительный тест драйв с маршрутом по желанию даст больше информации, но скорее всего продавец дилерского салона предложит один безальтернативный короткий маршрут, письменно утвержденный руководством. Профессиональные продавцы в основном составляют маршрут и свой сценарий движения по нему так, чтобы подчеркнуть лучшие, по их мнению, качества этой модели, и при этом скрыть слабые стороны. Даже если не получится согласовать и проехать по тому маршруту, который раскроет поведение автомобиля в нужных потенциальному покупателю условиях, то даже по «официальному» маршруту можно проехать по своему сценарию и все-таки получить ценные личные впечатления по многим актуальным именно для себя задачам.

Стоит знать еще один нюанс. Столкнувшись с недостатками заводской шумоизоляции новой модели автомобиля, дилеры нередко делают дополнительную самостоятельно, чтобы не отталкивать потенциальных покупателей уже на этапе тест драйва. И, разумеется, они об этом в подавляющем большинстве случаев умалчивают. Так что стоит задать вопрос сразу и напрямую, пока вы не начали поездку и не попали под очарование «комфорта» доработанного автомобиля. В квалифицированно выполненной дополнительной шумоизоляции нет ничего плохого, но это дополнительные немалые расходы, о которых стоит знать до принятия решения о покупке нового автомобиля, а не встать перед фактом после. Излишнюю шумность продавец может маскировать так же и включенной музыкой.

         

Тест драйв автомобиля с пробегом

       

Если эта модель автомобиля потенциальному покупателю известна, то тест драйв автомобиля с пробегом сводится к решению задач выявления неисправностей, которые зачастую осмотром в сервисе не выявляются. Программа поездки будет состоять из следующих позиций:

  • запустить двигатель, проверить работу контрольных ламп (особое внимание на Check - он должен загореться, а затем погаснуть после ПУСКА);
  • проверить работу двигателя на холостых оборотах и под нагрузкой (обороты на холостом ходу должны быть на нормальном уровне и не должны плавать, двигатель должен развивать нормальную тягу и обеспечивать разгон, не издавать посторонних шумов на малых и на высоких оборотах);
  • проверить работу КПП на месте (на всех режимах, путем переключения селектора передач);
  • при начале движения выкрутить руль до упора влево/вправо и резко начать движение для проверки - ШРУС не должен “хрустеть” (для переднеприводных и полноприводных а/м);
  • проверка плавности переключение КПП при разгоне до 90 км/ч и при последующем торможении;
  • проверка способности автомобиля сохранять прямолинейное движение при интенсивном торможении при поднятии рук с рулевого колеса (проверка выполняется в безопасных условиях - на удалении от встречного и попутного транспорта на прямолинейном участке дороги с хорошим покрытием);
  • проверка способности автомобиля сохранять прямолинейное движение на средней скорости при поднятии рук с рулевого колеса (в безопасных условиях);
  • проверка работы системы круиз - контроля;
  • отсутствие неприятного запаха из дефлекторов системы кондиционирования;
  • прочие неприятные запахи в салоне;
  • парковка задним ходом (работа парктроников, камеры, КПП, автоматической корректировки положения зеркал).
Если это ранее не известная тестеру модель, то в программу поездки перед покупкой войдут и базовые задачи ознакомления, актуальные для нового автомобиля.

     

Сравнительный тест драйв

       

Сравнительный тест драйв актуален практически всегда на финальной стадии – и когда рассматривается покупка из двух-трех наиболее подходящих, но разных моделей, и когда идет выбор из нескольких экземпляров одной модели с пробегом. И если частному лицу для личной покупки почти нереально собрать два или более автомобиля рядом в одно время, то стоит максимально приблизится к этому - согласовать с разными продавцами (дилерами) поездки в один день на близкое время. Именно на пока еще четкой памяти ощущений и базируется сравнительный выбор.

Так как у официальных дилеров тест драйв бесплатный, не стоит стесняться и разумно пройти поездку повторно, особенно если в первом круге сравнения выбор не стал очевиден. Так часто бывает, что после одной поездки не удается прочувствовать машину, точно уловить особенности ее поведения, четко зафиксировать все впечатления.

Важно первоначально сравнивать автомобили в одинаковых нормальных настройках динамичности, а после этого можно изучать варианты.

Желательно, чтобы сравнительный тест драйв сопровождался заполнением сопоставительной таблицы, куда вносятся наблюдения.

         

Тест драйв по бездорожью

       

Тест драйв по бездорожью – прикладное испытание, нужное, а главное доступное по уровню водительской подготовки, далеко не каждому. Водители с большим опытом преодоления тяжелого бездорожья сами смогут составить программу такой поездки. Для легкого сценария, полезного для гораздо большего круга потенциальных покупателей машин с полным приводом, рекомендуем проверить следующие моменты:

  • удобство и быстрота задействования внедорожных возможностей в реальных условиях (в том числе в ситуации, когда автомобиль уже «встал», идя по бездорожью с приводом только на одну ось или без блокировок и включения пониженной передачи);
  • способность автомобиля без посторонней помощи выйти из положения диагонального вывешивания колес (далеко не все с этим справляются в силу особенностей конструкции трансмиссии);
  • удобство вызволения застрявшего автомобиля с точки зрения оптимальности крепления буксировочных приспособлений (предпочтительна имитация ситуации);
  • доступность замены колеса на застрявшем автомобиле (предпочтительна имитация ситуации);
  • подъем в горку и спуск с нее, желательно в условиях влажности.
Разумеется, перед отправкой на тест драйв по бездорожью, стоит взять соответствующую обувь, одежду и все необходимое оснащение для вытаскивания застрявшего автомобиля. Это актуально не только для тест драйва кроссоверов, но и для джипов, как иногда называют полноценные внедорожники.
           
Полный тест драйв

       

Полный тест драйв включает более широкий круг задач, чем было описано выше. Мы рассматривали ходовую проверку авто в условиях, приближенных к реальным, или имитирующих их. Остальное можно с приемлемой точность оценить в салоне на демонстрационном экземпляре или на любой площадке, где можно не спеша осмотреть автомобиль с пробегом без поездки.

Полный тест драйв, помимо тестовой поездки, должен включать оценку удобства и параметров по следующим позициям:

  • посадка водителя (не мешает ли голове передняя стойка дверного проема, не мараются ли ноги о сильно выступающий порог и др.);
  • настройки водительского сиденья под оптимальную посадку для длительного движения (максимально глубокая посадка в кресле, прямая спина должна равномерно прилегать к спинке кресла по всей высоте, макушка головы и верхняя часть подголовника находятся на одном уровне, бедра лежат на подушке сиденья ровно по всей длине, колени и локти слегка согнуты, при повороте рулевого колеса плечи не должны отрываться от спинки сиденья);
  • пользование органами управления автомобиля;
  • использование климатической системой и вентиляцией салона;
  • качество звучания аудиосистемы;
  • посадка и размещение на местах пассажиров;
  • внутренний объем (простор) салона;
  • вместимость для размещения основного для вас багажа (сумок со спортивным снаряжением, пакетов с покупками, вещей в дальнюю дорогу и т.д.);
  • размещение мелких сопутствующих вещей (ключей, документов, напитков, мобильного телефона);
  • достаточность дорожного просвета (вероятность сесть днищем на угол спуска в подземный паркинг и в других ситуациях);
  • просвет под бамперами относительно размеров бордюров в предполагаемых местах парковки, углы въезда и съезда, размеры передних и задних свесов автомобиля (под парковки и проезд плохих мест в соответствии с предполагаемым использованием авто).
Полный тест драйв может включать и другие оценки, важные для данного конкретного человека, включая так же и субъективную сторону - лучше всего, если выбранный автомобиль будет нравиться, снаружи и внутри.

       

Заключение

           

Тест драйв необходимо предварительно готовить, проводить осмысленно по своей программе и объективно на сравнительной основе анализировать собранные данные. После внимательной “примерки” и сравнения предпочтения становятся для потенциального покупателя очевидными. Так как практически всегда тест драйв бесплатный, не стоит отказываться от возможности повторной поездки - она закрепит впечатления и добавит новых нюансов. Выбранный “с пристрастием” автомобиль будет долго радовать совокупностью своих качеств и прямым соответствием потребностям владельца.